Егору и Мише 12 лет, они
братья. Егор занимается
следж-хокеем, интеллектуально развит, много улыбается, в общем мальчишка
очаровательный. Его брат Миша нас тоже обаял – при его заболеваниях он
разговаривает, понимает обращенную речь и даже улыбается. Нас – это команду
волонтерской организации «Наши дети». Волонтеры приходят помогать маме, которая
поднимает во всех смыслах слова мальчишек одна. Потому что они не ходят.
Совсем недавно к уже привычной волонтерской помощи присоединился музыкальный терапевт, который в тандеме с «музыкальными» добровольцами занимается с ребятами. Казалось бы, что может сделать Миша, у которого серьезно нарушен двигательный аппарат? А может он очень много, если помочь ему это понять. Мама была удивлена, когда увидела, что Миша впервые взял в руку колокольчик и стал им звенеть, и был этому очень рад. Дальнейшие музыкальные занятия с ним направлены на развитие двигательных функций и координацию. С Егором, казалось бы, все должно быть проще. Он и в школу ходит, и спортом занимается. Явно и бубном сможет управлять – такое складывается первое впечатление. Однако специалист подобрала для него упражнения из нейропсихологии, добавила занятия на координацию рук и ритмику и поставила целью развивать межполушарное взаимодействие, внимание, тепмо-ритм.
Так что же такое музыкальная терапия и как она помогает детям с ОВЗ?
Возможно, не все знают,
что музыкальная терапия решает не музыкальные задачи. Маргарита Глинских –
музыкальный терапевт с 10-летним стажем работы рассказывает, что же такое
лечение с помощью музыки и как оно работает на практике.
Родители детей с инвалидностью наблюдаются у многих специалистов. Когда приходит на помощь музыкальный терапевт? Когда помощь узких специалистов уже исчерпана?
Музыкальный терапевт, скорее, дополняет их работу. Хорошая реабилитация может быть только комплексной. Ни один специалист в одиночку ситуацию не изменит и музыкальный терапевт в том числе. Единственное, что за счёт эмоциональной привлекательности музыкальной терапии, повышается мотивация самих детей, что помогает добиваться лучших результатов. Можно сказать, что она щадящая, менее директивная. Тут всегда идут от предпочтений ребёнка, создают ситуацию успеха. Ещё через музыку легче установить контакт, ребёнок без речи может общаться с помощью инструментов и его будут понимать.
Кому показана музыкальная терапия?
У музыкальной терапии
достаточно широкий круг возможностей. Она
применяется в специальном образовании, в психотерапии, в неврологической
практике, паллиативной помощи. Музыкальная терапия может дать человеку
огромную психологическую поддержку или поддержать физиологические функции, помочь в развитии речи, моторики,
памяти, улучшить качество жизни.
Как она осуществляется?
Все зависит от
поставленных целей. Это может быть индивидуальная или групповая работа,
структурированное занятие или совместная импровизация, прослушивание специально
подобранных произведений в записи или живое исполнение. Существует много разных
форм.
В нашем проекте сессии
проходят дома у детей, в комфортной для
них обстановке. После беседы с родителями и диагностики были определены цели и разработана программа. Мы выбрали
структурированную форму занятий, что делает среду предсказуемой, понятной для
детей. Также эта форма позволяет активно участвовать волонтерам и приходить к
детям дополнительно. Они не боятся
сделать что-нибудь не так, ведь занятие полностью распланировано. Таким
образом, подопечные получают большее количество
музыкально-терапевтических сессий, что, несомненно, в лучшую сторону
отразится и на результате.
В чем отличие музыкальной терапии от прослушивания, скажем, классики в терапевтических целях?
Прослушивание классики в терапевтических целях и есть музыкальная терапия. Точнее один из ее видов – рецептивная музыкальная терапия. У нее есть определенные нюансы и сложности. Музыкальное произведение (не обязательно классической музыки) подбирается конкретно к клиенту и его ситуации. Это должно быть очень точное попадание. Например, пациенту с Альцгеймером предложат послушать произведение, которое он любил слушать в молодости, и это поможет вспомнить какие-то события.
Мы, в свою очередь,
используем активную форму музыкальной терапии, где клиент (ребенок) сам играет
на музыкальных инструментах. Тем самым у
него есть возможность выразить себя и научиться взаимодействовать с другими
людьми. И, безусловно, эта форма гораздо привлекательнее для детей, чем
прослушивание музыки.
Какие цели могут быть у такой терапии?
Музыкальная терапия может быть направлена на работу над физическими, эмоциональными, коммуникативными, когнитивными, социальными целями. Можно поставить цель снизить уровень тревожности, развивать моторику, социальные навыки, игру, повышать когнитивные способности, самооценку, формировать коммуникативную интенцию и т.д. Самое главное, что цели должны быть немузыкальные. Если есть цель научить петь или выучить ноты, то это уже не терапия, а уроки музыки.
Расскажите о своем опыте – с какими детьми работали, каких достигли результатов?
С детьми, имеющими особенности в развитии, я работаю уже почти 10 лет. Это дети и подростки с ДЦП, Аутизмом, синдромом Дауна, интеллектуальной недостаточностью, ЗПР, синдромом Вильямса …всех диагнозов и не вспомнишь. У занятий с каждым из них была своя цель и способы её достижения. Я стараюсь индивидуально подходить к каждому случаю. Поэтому сложно говорить об общем результате. Он у каждого был свой: кому-то музыкальная терапия помогла перестать бояться громких звуков, кого-то научила вести диалог, кто-то смог улучшить моторику рук, а с кем-то с помощью музыки мы учились читать.
Эффект от муз терапии краткосрочный или длительный?
Я не знаю, как ответить на этот вопрос. Смотря какой эффект. Если мы хотим повысить эмоциональный фон человека, то все хорошо пока мы играем, а там как пойдет. Если работаем над приобретением какого-то навыка, то важно чтобы его поддерживали в быту или он, естественно, забудется…
Любой человек может стать музыкальны терапевтом, нужны ли определенные таланты?
Скорее, нужны
определенные знания. В нашей стране вузы еще не готовят музыкальных терапевтов.
Эта специальность находится на стыке
психологии, музыки, педагогики, медицины. Приходиться учиться всему по
отдельности и потом объединять в эту
профессию. Если человек готов к такому непростому пути, то почему нет?
В команде нашего проекта порядка 30 семей. И практически никто не слышал, что есть такой нестандартный способ реабилитации ребенка, как исцеление музыкой. Кто-то думает, что это музыкальные занятия, которые помогут поступить в консерваторию. Кто-то, глядя со стороны, думает, что это какое-то хаотичное использование перкуссии или просто веселое времяпрепровождение. Но музыкальная терапия – это не танцы с бубнами. Когда после 6 месяцев занятий ребенок с РАС сидит с тобой рядом и играет на синтезаторе, ты вспоминаешь, как полгода назад он швырял его об пол, не позволяя даже приближаться к себе. Это ли не исцеление музыкой?
“Не танцы с бубнами”, Русский инвалид, 2019