Расстройство аутистического спектра (РАС) — нарушение нервного развития, характеризующееся проблемами социального взаимодействия, а также ограниченными, повторяющимися моделями поведения.
Основные проявления РАС:
- Отсутствие/регресс/задержка речи. Речь может быть нетипичной: рассказ о себе во 2 или 3 лице после 3 лет, только на определенные темы, повторение слов, сказанных другими; умеет, но не хочет говорить.
- Отсутствие стремления делиться удовольствиями, интересами или достижениями; незаинтересованность во взаимодействии с другими; отсутствие зрительного контакта, ответной улыбки, непереносимость тактильного контакта.
- Нарушение использования жестов, мимики и т.п.; монополизация разговора; неспособность понять юмор или сарказм.
- Неспособность сформировать и поддерживать отношения со сверстниками (одиночные игры, агрессия, несоблюдение социальных условностей).
- Стереотипное и повторяющееся поведение: раскачивание, перебирание чего-то в руках, ритуалы.
Основные принципы лечения:
- Специфического фармакологического лечения РАС не существует.
- Программа лечения должна быть изменена по мере изменения потребностей ребенка.
- Максимально дружелюбная среда обучения.
- Не менее 25 часов занятий в неделю, план занятий структурирован и предсказуем.
- Учебный план с упором на внимание, имитацию, общение, игры, социальное взаимодействие, коррекцию поведения и самозащиту.
- Один из основных инструментов: АВА-терапия (прикладной анализ поведения), ее элементы подходят всем.
- Остальные методы терапии имеют низкий уровень доказательности, однако могут применяться с осторожностью при хорошем ответе конкретного ребёнка (речь не идет о хелировании, микротоках — доказательной базы нет в принципе).
- Традиционная трудовая терапия часто используется для улучшения адаптивных способностей и улучшения мелкой моторики.
- Активное участие семьи и обучение родителей значительно улучшит результаты.
Автор: Ольга Шемятовская